Мадри?д — столица и самый крупный город Испании, а также административный центр одноименной провинции и автономного сообщества. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Ареа-Метрополитана. Крупнейший экономический, политический и культурный центр страны.
Мадрид можно променять только на небо, да и то если там будет дырочка, в которую можно будет на него смотреть. — Мадридская пословица
Население города — 3,213 млн жителей (2008).
Город расположен в центральной части Пиренейского полуострова. Большой Мадрид представляет собой агломерацию площадью 1,2 тысячи км?. Сам город располагается на территории площадью 607 км? и включает 21 административный район. Крупный транспортный узел (железные, скоростные шоссейные дороги, один из крупнейших в мире аэропортов).
Для ленивого человека Мадрид очень удобен. Три главные его достопримечательности - музеи королевы Софии, Прадо и Тиссена-Борнемисса - расположены практически на одной улице. И хотя жизнь в Мадриде не ограничивается лишь художественными собраниями, именно в них заключена слава испанской столицы.
Правда, пройти эти музеи по одной прямой не удастся и потому, следуя хронологии собрания, начинать придется с середины Paseo del Prado, - то есть с самого музея Прадо. Это один из самых роскошных музеев мира, хотя и не столь огромный, как Лувр или Эрмитаж. Прадо куда компактней (однако полутора часов стандартной экскурсии вам явно не хватит), но ценность коллекции определяется ведь не размерами! Здесь есть и Босх с его знаменитым триптихом "Страшный суд", и Питер Брейгель-старший, и многочисленные шедевры античной скульптуры. Но гордость собрания, конечно же, полотна испанской школы. От Эль Греко и Веласкеса до огромной подборки Гойи - все впечатляет. Ведь нигде в мире подобного многообразия испанцев не сыщешь. Впрочем, Гойя - последний по времени живописец, представленный в Прадо. Более поздних авторов надо уже искать в Национальном музее-центре королевы Софии, расположенном вблизи вокзала Аточа в перестроенном здании главного городского госпиталя. Сегодня у него стеклянные лифты снаружи (чем-то напоминает Центр Помпиду в Париже). Именно здесь и Дали с Хуаном Грисом, и Хуан Миро, и Пикассо (в том числе и его знаменитая "Герника"). Еще больше места уделяет Центр королевы Софии временным проектам - благо, не только собственные залы у музея для этого есть, но и Хрустальный дворец, и отдельный павильон в парке Ретиро по соседству. Советую вам не оставлять без внимания временные выставки - в них порою столько неожиданного встретишь! Я, например, увидел в Мадриде "Сюрреалистов в изгнании", где были показаны все классики этого течения, бежавшие от фашизма в Нью-Йорк. Сейчас сюрреалистов в Страсбург перевезли, и там они пользуются огромным успехом. А нынешней осенью в Центре королевы Софии показывают ретроспективу Кальдера, автора занятных "мобиле" - подвижных скульптур, колышащихся от малейшего зрительского дыхания. А в ноябре-декабре здесь выставят многочисленных минотавров Пикассо. И Прадо, и Центр королевы Софии основаны на собраниях Габсбургов. Самая же знаменитая частная коллекция Испании - это музей Тиссена-Борнемисса. Он устроен таким образом, что смотреть его приходится сверху вниз. Спускаясь с третьего этажа на первый, видишь все 800 шедевров этой удивительной коллекции, которая была за символическую цену продана, практически подарена Испании неким владельцем, живущим в Лугано. Учелло и Фра Анжелико, Гоген и Леже - всю историю мирового искусства можно проследить, не выходя из этого дворца. И уже внизу, в цокольном этаже, зрителя, как правило, поджидает временная выставка. Этой осенью здесь показывают рисунки Виктора Гюго (великий писатель был талантливым графиком). Мне же повезло застать в Тиссене другую временную выставку - "Взгляд вне времени": 200 с лишним рисунков и десяток скульптур из коллекции швейцарского антиквара Кругье-Понятовского прекрасно дополнили постоянную экспозицию музея. Рисунки Тинторетто и Веронезе, Пуссена и Сезанна, Рембрандта и Энгра ... С этой коллекцией сравнимы немногие собрания в мире, в ней есть практически все классики европейского рисунка. Мадрид стал последней точкой в европейском турне этого собрания - до этого были нашумевшие выставки в Гравюрном кабинете Берлина и Музее Пегги Гуггенхейм в Венеции. Через год, когда рисунки отдохнут, выставку покажут в ее "родных стенах" - в Женеве.
Несмотря на то, что Пиренейский полуостров почти со всех сторон окружен морем, в центральной его части влияние водных масс на климатические условия сходит на нет. Горные цепи, протянувшиеся практически по всей береговой линии, защищают внутреннюю часть полуострова от внешних влияний. Почти на всей территории Испании (за исключением горных районов) среднемесячная температура положительная. Самый холодный период с декабря по февраль, самый теплый - с июня по сентябрь.
В целом по стране доминирующим является субтропический климат средиземноморского типа, хотя в чистом виде его можно констатировать лишь на юго-восточном побережье Испании (Андалусия и Эстремадура). На всем побережье Средиземного моря мягкая и короткая зима и сухое и жаркое лето. На восточном побережье страны в период с декабря по февраль средняя минимальная температура воздуха +5:+8, средняя максимальная +12:+17. В период с июня по сентябрь средняя минимальная температура +16:+21, средняя максимальная +25:+30. Самыми дождливыми месяцами являются сентябрь, октябрь и ноябрь. В Каталонии в это время месячное количество осадков составляет 75-80 мм, в Валенсии 60-70 мм. Меньше всего осадков выпадает в июле и августе ( в Каталонии около 45 мм, в Валенсии и того меньше - всего 12-14 мм). На южном и юго-восточном побережьях (Андалусия и Эстремадура) теплее. Зимой средняя минимальная температура воздуха составляет +8:+10, средняя максимальная +16:+17, в период с июня по сентябрь средняя минимальная температура +18:+22, средняя максимальная +27:+30. В выпадении осадков здесь четко выделяются два сезона: в период с октября по март выпадает до 100 мм осадков в месяц, с апреля по сентябрь менее 30 мм, причем в июле и августе дожди бывают крайне редко. Купальный сезон на средиземноморском побережье начинается в июне, когда температура воды достигает 19-21 градуса и длится до октября. В это время море еще теплое (20-23 градуса). Максимальный прогрев достигается в августе, в это время температура воды около 25 градусов.
По мере удаления от побережья влияние моря уменьшается. На центральном плато климат резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Межсуточные колебания температуры здесь выражены наиболее резко. Зимой средняя минимальная температура - слабо положительная (+1:+3), средняя максимальная +8:+11. Летом по ночам прохладнее, чем на побережье (+14:+18), днем жара достигает +30 градусов. Количество осадков в течение года невелико (40-50 мм), а в июле и августе оно уменьшается до 11-12 мм.
На севере и северо-западе Испании (от Галисии до Каталонии) климат морской. Он формируется Атлантикой. Для этого района характерна мягкая влажная зима и умеренно теплое лето. Средняя минимальная температура в период с декабря по февраль +6:+8, средняя максимальная +12:+14. В этот период выпадает максимальное количество осадков (120-140 мм в месяц). Летом (с июня по август) средняя минимальная температура составляет +12:+15, средняя максимальная +20:+24 градуса. Количество осадков летом уменьшается до 50 мм, а в центральном месяце сезона составляет около 30 мм.
Главной достопримечательностью Мадрида "австрийской эпохи" по праву считается Пласа Майор, которая долгое время была главной площадью города (ее название так и переводится - Главная площадь).
История площади восходит к эпохе короля Энрике II. Тогда она была известна под названием Аррабаль (пригород, предместье). И действительно, площадь первоначально находилась за городской стеной. Постепенно она приобрела значение важнейшего рынка, и Филипп II приказал архитектору Хуану де Эррере перестроить старую площадь, но проект так и не был осуществлен. В 1619 г. при Филиппе III площадь все же перестроили.
Так как большинство домов были деревянными, площадь часто подвергалась пожарам. После пожара 1790 г. архитектор Хуан де Вильянуэва, которому поручили восстановить Пласа Майор, соединил все дома по периметру площади, проделал в них арочные проезды и заменил, там, где это оказалось возможным, дерево на камень. Работа затянулась на 60 с лишним лет. Лишь в 1853 г. были лквидированы последствия пожара в восточной части площади.
Сейчас она выглядит почти такой, какой ее задумал Вильянуэва. Практически Пласа Майор представляет собой большой двор внутри четырехугольника, сторонами которого служат одинаковые по стилю дома. Девять ворот Пласа Маойор - это сквозные арки, прорезанные в зданиях.
Самым знаменитым зданием на площади является Панадерия (Булочная). Панадерия не была булочной в обычном понимании этого слова. Лишь в нижней части четырехэтажного дома, по стилю напоминающего дворцы знатных вельмож той эпохи, торговали хлебом и булками. Во время праздников, казней коррид нижний балкон неизменно занимала королевская семья, а верхние делили между собой придворные - в зависимости от ранга.
Внутри Панадерии на верхних этажах находились роскошные залы, где во время праздников давались пышные приемы и отдыхали их величества, утомившиеся от зрелищ. Позднее в здании размещалась Академия благородных искусств, а потом Академия истории. С 1880 г. здесь хранится городской архив.
Напротив Булочной, как свидетельство соперничества двух цехов, была построена Каса де Карнисерия (мясная лавка). Балконы этого дома в дни зрелищ тоже считалась вполне престижными ложами. Да и все другие балконы - всего их насчитывалось 477 - тоже распределялись в зависимости от положения и финансовых возможностей зрителей. Из-за мест на балконах часто возникали ссоры, которые порой заканчивались дуэлями. В торжественные дни по краям площади расставляли деревянные многоступенчатые трибуны. Всего площадь могла вместить до 50 тысяч зрителей.
Пласа Майор была торжественно открыта 15 мая 1620 г. по случаю причисления Исидро к лику святых, в связи с чем были зачитаны стихи Лопе де Вега. Это было первое торжественное мероприятие, проведенное на площади. Длилось оно восемь дней. С тех пор каждый год каждый год 15 мая отмечается главный праздник мадридцев - День Св. Исидро, покровителя города. Длится он две недели, но нерабочим днем объявляется только 15 мая.
На площади состоялись премьеры пьес Лопе де Вега, Кальдерона де ла Барка, Велеса де Гевара. Здесь же проводились военные парады, бои быков и казни.
Одна из самых первых и самых пышных коррид была проведена на Пласа Майор 4 мая 1623 г. в честь принца Уэльского. Обычно бои устраивались в дни святых, считающихся покровителями Мадрида: Св. Хуана, Св. Анны и Св. Исидро, а также в связи с такими знаменательными датами, как рождение принцев и инфант, визиты заграничных гостей. В 1789 г. здесь выступали "самые знаменитые шпаги" в истории корриды - Педро Ромеро, Пепе-Ильо и Костильярес, а арена была декорирована великим Гойей. Последняя коррида состоялась на Пласа Майор в 1846 г.
В самом центре площади на гранитном постаменте возвышается бронзовая конная скульптура короля Филиппа III работы фламандского мастера Хуана де Болоньи.
В обычные дни Пласа Майор превращалась в большой торговый центр. Лавки были поделены между цехами, главенствующее положение среди которых занимали продавцы сукна, холстов и шелка. С годами одни лавки исчезали, другие появлялись, но всегда Пласа Майор считалась престижным местом для покупок.
Что касается нынешних лавок, то они в основном сохраняют облик конца прошлого века - с деревянными вывесками, покрашенными в черный или коричневый цвет, и с характерными для той эпохи шрифтами.
По воскресеньям площадь приобретает необычный вид. С утра от 400 до 600 лотков выставляют здесь продавцы почтовых марок, монет, денежных купюр, памятных медалей. На Пласа Майор собираются тысячи филателистов и нумизматов.
С утра и до поздней ночи на Пласа Майор работают многочисленные кафе, рестораны, бары, сувенирные лавки. Туристов развлекают самодеятельные музыканты, предлагают свои работы уличные художники.
По праздничным дням на площади организуются концерты на открытом воздухе.
Собор Альмудена
Если смотреть на Мадрид с юго-запада, на фоне города выделяются белые башни неоготического собора Альмудены . "Святой Девой Альмуденской" называется статуя Пресвятой Девы - покровительницы испанской столицы.
Согласно преданию, статую Пресвятой Девы Альмудены привез в Испанию апостол Иаков, который в I веке проповедовал христианскую веру на Пиренейском полуострове. Когда эти земли захватили арабы, верующие спрятали статую своей небесной покровительницы от завоевателей. Король Альфонс VI, отвоевавший в 1083 году Мадрид у арабов, знал, что в городе хранится чудодейственный образ Пресвятой Девы, но все попытки найти его были напрасны. Только после торжественного молебна, когда процессия во главе с королем двигалась по улицам Мадрида, из стены одного дома вдруг выпало несколько камней, и статуя предстала перед взорами изумленных верующих.
На протяжении нескольких веков статуя Святой Альмудены хранилась в старинном мадридском соборе Санта-Мария, а после его сноса - в одном из монастырей. Нынешний собор Святой Альмудены был заложен в 1833 году прямо напротив королевского дворца. Работы по его возведению продвигались очень медленно, а незадолго до Гражданской войны в Испании вообще приостановились. Возобновились они только в 1944 году, и к настоящему времени собор возведен практически полностью, но внутри он почти пуст. На стенах его отсутствует всякое убранство, однако, несмотря на это, в 1992 году папа Иоанн Павел II освятил собор.
Королевский дворец
Здание Королевского дворца не всегда было таким, каким оно предстает сейчас перед многочисленными туристами, которые ежедневно заполняют его залы.
В ночь под Рождество 1734 г., когда королевская семья находилась во дворце Буэн Ретиро, старый Алькасар, построенный в средние века и реконструированный при Карле V, сгорел почти дотла. В огне погибла богатейшая коллекция картин, другие редчайшие произведения искусства.
В 1737 г. были разобраны остатки Алькасара, а в апреле 1738 г. в торжественной обстановке в основание нового дворца был заложен первый камень, освященный архиепископом. Под камень положили свинцовую шкатулку с монетами, отчеканенными в Мадриде, Сеговии, Севилье, Мексике и Перу. В строительстве дворца приняли участие известные испанские архитекторы.
Строительство шло довольно быстро по тому времени. Для перевозки камня из Гуадаррамы и Кольменара использованы тысячи быков и мулов. И все же только через 23 года король Карл III смог поселиться в одной из частей дворца. Работы после этого продолжались еще почти четыре десятка лет и завершились в 1807 г.
Вход во дворец открыт через Оружейную площадь, которая долгое время служила для церемоний смены королевского караула и военных парадов, привлекавших множество мадридцев. В 1879 г. по случаю второй женитьбы Альфонса XII были объединены три зала, которые образовали салон для торжественных приемов, где и сейчаc устраивают обеды по случаю приезда в Испанию глав иностранных государств.
Королевский дворец обладает значительной коллекцией живописи. Здесь хранятся четыре кортины Гойи: два портрета Карла IV, на одном из них монарх изображен в костюме охотника, на другом - в королевском наряде, и два портрета королевы Марии Луизы - в парадном платье и в народном костюме.
В собрании дворца представлена фламандская, итальянская и испанская живопись, в том числе "Голова женщины" Веласкеса, портреты Филиппа III и Маргариты Австрийской, созданные в 1621 г. Бартоломе Гонсалесом, портреты Филиппа IV и Изабеллы де Бурбон, приписываемые Рубенсу.
Кроме того дворец знаменит своей коллекцией гобеленов (многие из которых воспроизводят сцены из "Дон Кихота"), ковров, старинных часов, люстр, кувшинов, скульптур, музыкальных инструментов, оружия, мебели.
С 1950 г. по решению Административного совета национального достояния дворец был открыт для посещения публики. Король же в нем появляется лишь во время торжественных приемов по случаю государственных визитов и на церемониях вручения верительных грамот послами. Официальные встречи и беседы он проводит в своем загородном дворце Сарсуэла, там же монарх постоянно живет.
До начала XIX в. жилые дома подступали почти вплотную к фасаду дворца и не давали возможности увидеть его во всем величии. Лишь в 1811 г. по приказу Жозефа Бонапарта были снесены несколько кварталов перед дворцом, в том числе два монастыря, церковь и 56 жилых домов.
В городе действует сеть автобусных маршрутов и (с 1919 года) метрополитен, который в последние годы быстро развивается (например, проложена вторая кольцевая линия, соединившая между собой промышленные пригороды к югу от города). Метрополитен Мадрида занимает третье место в Европе по протяжённости линий (245 км) после лондонского (415 км) и московского (288 км). В настоящее время в дополнение к метро Мадриде открыта сеть современного трамвая (см. Мадридский трамвай), известного как лёгкое метро (исп. metro ligero). «Лёгкое метро» использует современные низкопольные трамваи Citafdis 302[2]
Действует сеть городских электричек, имеются два основных железнодорожных вокзала — Аточа (южное направление) и Чамартин (северное направление).
На северо-восток от города — международный аэропорт Барахас (4 терминала). Аэропорт ежегодно обслуживает около 40 млн пассажиров и входит в список 20 крупнейших аэропортов в мире.
Свободные автотрассы параллельны платным трассам R-2, R-3, R-4 и R-5, которые разгружают движение по бесплатным дорогам.
Кроме того, в Мадриде имеется несколько кольцевых трасс. Эти дороги позволяют объезжать город в случае необходимости.