Если вы хотите увидеть польский город с многовековой историей, город, с которым неразрывно связана история Польши как государства, город, который по праву считается культурной столицей Польши, город, которым гордятся все его жители и, наконец, город, в котором мечтают жить многие поляки - Краков - это именно то, что вам нужно.
Название города связано с его легендарным основателем – князем Краком. Именем этого князя и его дочери Ванды названы курганы VII и VIII вв., находящиеся на окраинах Кракова. Традиция насыпки курганов сохранилась в Кракове до XX в.
Впервые о Кракове упомянул восточный купец в 965 г. Расцвет города наступил после 997 г., когда в Краков приехал князь Мешко I. Kнязь подарил краковские земли своему сыну Болеславу, будущему монарху, который поселился на Вавеле – краковском холме на берегу Вислы. Пребывание Болеслава в Кракове позволило стать городу наряду с Гнезно одной из главных резиденций польских правителей. В 1320 г. в вавельском кафедральном соборе состоялась первая коронация в Польше - князя Владислава Локетека. Царствование последнего Пяста, Казимира Великого, во второй половине XIV в., принесло Кракову расцвет и развитие. В это время Краков вошел в круг европейской культуры, здесь основан первый польский университет. После унии Польши и Литвы в 1386 г. и вступления на престол династии Ягеллонов Краков стал столицей огромной монархии. Центр этой империи находился на Вавеле. Очередные короли заботились о развитии и красоте города. Сигизмунд Старый, например, перестроил Вавель в стиле ренессанса.
Город всегда слыл вольным и независимым. Даже в период разделов Польши Краков сохранял свою автономию, здесь сохранялись и развивались польския культура и искусство. Так было и после приобретения Польшей независимости в 1918 году, и когда в 1945 году страна стала социалистической.
Наверное вам, как туристу, не столь важно знать, чем знаменита история города, вам важно знать, почему сегодня сюда стоит приехать.
Прежде всего - что бы ощутить эту неповторимую атмосферу города.
Можно и сидя дома прочитать умные книги о Кракове, изучить его историю, по фильмам приобщиться к его культуре. Но что бы ощутить его неповторимую атмосферу стоит сюда приехать.
Стоит пройтись по узким улицам Старому города, обойти его огромную Рыночную площадь, посетить старинные костёлы, увидеть Королевский замок, помечтать над Вислой, отдохнуть на Плантах, взглянуть на город с высоты его курганов.
И тогда, после неспешного знакомства с городом, вы проникнитесь его атмосферой и, может быть, поймёте, почему именно Краков так любят поляки.
Краков богат достопримечательностями. Для тех, кто не знает польской истории (т.е. для обычного туриста) главные из них - это Королевский замок, Королевская дорога, Мариацкий костёл, Ягеллонский университет, Планты, курганы, можно совершить прогулку по еврейскому району Казимеж или отправиться на речную прогулку, посетить старинные костёлы.
И, конечно, нельзя не сказать о такой всемирной достопримечательности как соляные копи в Величке (всего пол часа от центра города). Это самые большие копи в Европе, в которых действует соляной музей. Такого вы точно нигде больше не увидите.
В Кракове нет недостатка в кафе, барах и ресторанах. Здесь можно найти питейные заведения на любой вкус: от дорогих легендарных ресторанов, каждый из которых имеет свою историю, до маленьких, уютных, с превосходной кухней.
Просто перекусить можно в кафе, которые можно найти "на любой карман".
Ну а просто "расслабиться" можно в многочисленных пивных барах, где каждый найдёт что-то для себя. Где вам предложат как пиво всемирно известных марок, так и польские сорта, в том числе по оригинальным рецептам.
Удивительный вкус имеет подогретое пиво с сиропом, или старинный напиток королей именуемый "мёдом" (почти как в сказке: "мёд-пиво пил...").
Просто отдохнуть, забыв об истории и культуре, можно Водном парке, который открылся в 2000 году, и сразу же стал туристическим достоянием.
В Кракове, как в любом приличном европейском городе, имеется множество самых разнообразных кафе, баров и ресторанов на любой вкус, где можно вкусно и недорого поесть.
Город издавна славится своей кухней. Даже в далёкую социалистическую эпоху, когда многие продукты были по карточкам, местные кулинары всегда могли чем-то удивить приезжавших из других частей страны.
Несмотря на прекрасную кухню, цены в Краковских ресторанах одни из самых низких в Польше. В городе нет таких крупных финансовых компаний или представительств западных фирм, как в Варшаве, где многие высокооплачиваемые сотрудники могут обедать на халяву, т.е. за счёт фирмы. В Кракове посетители ресторанов платят за себя сами, и посещают эти заведения не для того, что бы только поесть, а скорее для того, что бы провести время в приятной обстановке. Именно это и определяет невысокие (относительно) цены. Даже в самом дорогом ресторане счёт за обед из трёх блюд не превысит 100 zl (25$) (без учёта алкоголя).
В местных заведениях не практикуется, как в Варшаве, указывать в меню цены без учёта НДС (а суммарный налог в Польше составляет 22%).
Кстати, алкогольные напитки импортируемые в Польшу облагаются большими налогами, что и определяет их дороговизну, а прибавьте к этому ещё и ресторанную наценку… Одним словом, в Польше всё более популярным становится пиво и вино, а крепкие алкогольные напитки сдают свои позиции.
Кафе" пишется по-польски как "Kawiarnia", "закусочная" - "Jadlodalnia", молочный бар - "bar mleczny".
"Молочный бар" - это уже скорее фразеологизм, чем название характерезующее подаваемые блюда.
Полноценный обед, включающий салат, суп, второе с мясом и напиток, обойдется вам в таких барах примерно в 8-15 zl (2-4$).
Прежде чем брать рекламируемые "комплексные обеды" стоит сначала на них посмотреть, ибо иногда это может быть не совсем то, что вам нужно (если сказать мягко).
Салаты (иногда и холодные закуски) обычно продают на вес. Так что можно визуально оценить, сколько вы в состоянии съесть.
Если Вы молоды и хотите сэкономить, можете воспользоваться студенческими столовыми, благо на входе в учебные заведения пропуска не проверяют. Цены в таких столовых минимальны, а качество еды вполне приемлемо. Особенно это удобно если вы живёте в студенческой гостинице и вам не надо далеко ходить.
В Старом городе, когда вы идете по Королевской дороге, в каждом втором доме, а дома здесь крайне узкие, находится или ресторан, или кафе, или просто бар. Цены здесь, конечно, выше, чем в других местах, но не на много.
В Старом Кракове, где в каждом доме есть большой подвал, эти подвалы часто используют для организации там баров.
Часто достаточно вынести из подвала весь мусор, очистить стены, провести в залы приглушённое освещение, и бар готов.
Здесь не делают "евроремонт", наоборот - старинная кирпичная кладка стен является украшением и придаёт своеобразный колорит. Разумеется, трудно сделать в старых подвалах один большой зал, поэтому часто в одном заведении есть несколько комнат и закоулков, но это только прибавляет романтики.
Самое знаменитое Краковское кафе - "Яма Михалика" (Jama Michalika), ул. Флорианская, 45 (Его историю вы можете прочесть в главе посвященной Королевской дороге).
Другие знаменитые, однако не дешевые, кафе - это:
- "U Noworolskiego" возле Сукенниц, со стороны памятника Мицкевичу;
- "Panorama" на террасе (на крыше) отеля "Форум" - отличные десерты, мороженное, а главное великолепный вид на Вавель и старый город;
- "Redolfi", Рыночная площадь (Gіуwny rynek), дом 38.
Часто уютные кафе, находящиеся на главных туристических улицах, не имеют витрины, а прячутся в глубине дворов. Так что надо больше читать вывески в коридорах выходящих на улицу и не бояться заходить внутрь, открывать все двери. Ибо всё, что не заперто - предназначено для вас.
Во всех кафе или барах ищите в меню (jadlospis) пункт "Наша специализация" - там будут указаны как раз те блюда, на приготовлении которых специализируется это заведение.
Если вы хотите просто посидеть с друзьями на улице за бокалом пива или чашечкой кофе - нет ничего лучше для этого, чем Рыночная площадь (Rynek Glowny). По всему ее периметру, кроме стороны Мариацкого костела, сплошным полукольцом стоят столики летних кафе под зонтиками.
"Дежурное блюдо" здесь - пиво. При чем каждое кафе специализируется на своем сорте, название которого написано на зонтиках, а иногда и на специальной доске меню, стоящей здесь же рядом. Кроме пива можно взять чашечку кофе или стакан газировки. Стоит такое удовольствие 4 - 5 zl. Подают здесь также пирожные и спиртные напитки.
Просто отдохнуть, забыв об истории и культуре, можно Водном парке, который открылся в 2000 году, и сразу же стал туристическим достоянием - аквапарк, один из крупнейших в Европе. В нем находится 8 горок, самая большая из которых имеет длину 201 м и высоту 18,5 м, фонтаны, гидромассажи, джакузи, гейзеры, бассейн-река и гроты.
Польша характеризуется умеренным климатом. Погода в здешних местах капризная и определяется географией воздушных потоков. Так польская зима в основном влажная, но бывают хоть и редко сухие зимы. Летом благодаря облакам образовавшимся над Атлантикой образуются осадки и происходит охлаждение воздуха. Зимой со стороны России могут приходить сильные морозы (фиксировалось понижение температуры местами до – 41). Тропический воздух пришедший из Африки способствует теплой образованию теплой погоды летом. Количество выпадаемых осадков зависит от высоты над уровнем моря. Наименьшее их количество (до 500 мм) приходится на Гданьский залив, Малопольскую низменность и долину Вислы от Модлина до Щвеча. А наибольшее приходится на горные районы юга страны, так в горных частях Татр количество осадков достигает 1800 мм.
К особенностям польского климата относятся майские заморозки, ранняя весна и поздняя осень.
Смотреть все достопримечательности Кракова, а также экскурсии по Кракову в новых каталогах экскурсий и достопримечательностей.
Краков богат достопримечательностями. Для тех, кто не знает польской истории (т.е. для обычного туриста) главные из них - это Королевский замок, Королевская дорога, Мариацкий костёл, Ягеллонский университет, Планты, курганы.
Можно совершить прогулку по еврейскому району Казимеж.
Можно отправиться на речную прогулку, посетить старинные костёлы.
И, конечно, нельзя не сказать о такой всемирной достопримечательности (занесённой ещё в первый список мирового наследия ЮНЕСКО) как соляные копи в Величке (всего пол часа от центра города). Это самые большие копи в Европе, в которых действует соляной музей. Такого вы точно нигде больше не увидите.
Краковский рынок - это главная рыночная площадь города – одна из самых крупных и прекрасных в средневековой Европе. Сюда ведет регулярная сетка улиц стaрого Кракова. Их названия напоминают о святых, монахах и королях.
При Казимире Великом на площади построили суконные ряды - Сукеннице, которые в XIX веке окружены аркадными галереями. И так торговые лавки стали главным украшением краковского рынка. На верхнем этаже находится картинная галерея Национального музея Кракова, внутри много магазинчиков с сувенирами, а с южной стороны Сукенниц можно увидеть нож, которым как говорит легенда, отрезали уши ворам.
В углу рынка расположен самый старый костел Кракова – Костел св. Войцеха, в котором размещено экспозицию археологического музея.
Рынок всегда был центром городской жизни, 600 лет тому назад построено здесь резиденцию городских властей – ратушу. Сегодня осталась лишь только башня, в которой находится филиал городского музея, а в подвале – театр. Рядом с башней на том месте, где Тадеуш Костюшко, руководитель восстания 1794г., присягал на верность польскому народу, установлена памятная плита.
В южной части площади находится памятник Адаму Мицкевичу. Здесь ежегодно в декабре организуют конкурс краковских «шопок»– красивых сооружений, склеенных из бумаги и картона, показывающих место рождения Христа.
Самый знаменитый костел Кракова, Марьяцкий костёл, расположен также у Краковского рынка. Здесь можно увидеть прекрасные готические витражи, распиасанные Яном Матейко стены и шедевр мастерства - створчатый алтарь, созданный Витом Ствошом.
Соседний Костёл св. Варвары,построенный в то же время, что и Марьяцкий костёл, известен тем, что в нем выступал знаменитый проповедник Петр Скарга. В костеле можно послушать концерты.
От Марьяцкого костела к Воротам св. Флорияна, единственным из восьми, которые окружали средневековый Краков, ведет улица Флорианьская. Здесь начинался Королевский тракт, по которому ездили на Вавель монархи со своей свитой. Недалеко ворот расположен Барбакан – круглое кирпичное укрепление для обстрела врагов, приближавшихся к стенам города.
В доме номер 16 в западной части площади находится ресторан «Вежинек». Название ресторана напоминает знаменитую встречу в XIV в., когда в этом доме, принадлежащем богатому мещанину Вежинку, состоялась встреча пяти королей и девяти князей, прибывших в Краков на обручение королевской внучки.
От рыночной площади ведет улица Гродская прямо к Королевскому замку. Вавель с крепостными стенами и храмами – кафедральным собором и Сигизмундовской часовней, возвышается на высоком берегу Вислы.
История Вавеля начинается в X веке. Здесь можно посетить королевские комнаты, сокровищницу и оружейную палату, увидеть уникальную коллекцию средневековых гобеленов из Фландриии, самый большой колокол XVI века – Сигизмунд. На Вавеле можно также найти шедевры скульптора и живописца Вита Ствоша (Фейте Штоссе).
В кафедральном соборе, расположенном на Вавельском холме, начиная с XIV века происходили коронации польских королей, здесь также находятся гробницы польских монархов, народных героев и известных поэтов.
У подножья Вавельского холма расположена Пещера Вавельского дракона.
Страый город окружают бульвары – Планты, которые появились на месте средневековых укреплений.
В здании бывшего арсенала на ул. Св. Яна размещена часть музейных собраний князей Чарторыских, в том числе один из шедевров галереи – «Дама с горностаем» (называемую в Польше «Даму с лаской») Леонардо да Винчи, одна из лучших работ художника.
На ул. Ягеллонской находится знаменитый Ягеллонский университет. Внутренний дворик Большой коллегии напоминает итальянскую архитектуру. В части здания университета размещен университетский музей.
Стоит посмотреть также Костёл и монастырь паулинов на Скалке. Как гласит легенда здесь Болеслав Смелый в XI в. обезглавил епископа Станислава, которого причислено позже к лику святых. Ежегодно 8 мая в день св. Станислава отправляется процессия со Скалки на Вавель во главе с примасом Польши.
В подвале костела на Скалке расположен созданный в XIX в. национальный пантеон заслуженных граждан.
Особенная история квартала Казимеж начинается в XIV в., когда король Казимир Великий основал город Казимеж, где поселил еврейских эмигрантов из Германии и Франции. Город получил автономию, специальные законы и стал столицей еврейской диаспоры всей Европы. В конце XVIII в. Казимеж включeн в состав Кракова, а городские стены снесены.
В 1939 г. в Кракове жило 60 тыс. евреeв - это четверть населения города. Во время войны почти все они были убиты в гетто или вывезены в концлагерь.
В Казимеже сохранилось большое количество исторических зданий, например, Синагога Исаака или Синагога Ремух. С 1988 г. в Кракове регулярно проходят фестивали еврейской культуры. Национальную еврейскую кухню, интересные концерты еврейской музыки предлагает кафе «Aриель». Здесь бывал Стивен Спильберг в период подготовки фильма «Список Шиндлера».
Посещая Краков стоит посетить также:
Соляную шахту в Величке (расстояние от Кракова – 10 км)
Шахта XIV века внесена в список мирового культурного наследения ЮНЕСКО. В выработках шахты находятся соляные скульптуры и гроты. Незабываемое впечатление производят две часовни – св. Антона и св. Кинги. В часовне св. Кинги все сделано из соли, даже алтарь и «паркетный пол».
В шахте по-прежнему производят известную во всем мире высококачественную соль. А в 1964 г. здесь был открыт подземный санаторий, в котором лечат астму.
Городской транспорт работает в Кракрве с 5:00 до 23:00.
Стоимость проезда - 2,50 zl. Билет купленный у водителя - 3,00 zl
Для детей до 7 лет - 1,25 zl (детский билет).
Билет на 1 час - 3,10 zl, на 1 день - 10,40 zl, на 3 дня - 25 zl.
Штраф за проезд без билета - 100 zl. Приведённые цены актуальны в 2009 году
В Кракове городской транспорт представлен автобусами (120 маршрутов), трамваями (23 маршрута), такси, маршрутными такси и электричками. Построены также первые линии скоростного трамвая (примерно как в Киеве).
Начинается движение транспорта около пяти часов утра, а заканчивается чуть позже одиннадцати вечера.
Сеть городского транспорта довольно плотная. На каждой остановке висит расписание для каждого маршрута на будние дни, субботу и воскресенья с праздниками. Расписание это всегда точно соблюдается. Впрочем, иногда из-за автомобильных пробок в центре города опоздания все же случаются.
Кроме времени отправления в раписании указываются так же основные точки на маршруте.
Когда трамвайная остановка находится перед развилкой путей, то таблички с номерами маршрутов сгруппированы в зависимости от того, куда потом поворачивают трамваи, и рядом помещается табличка со стрелкой, указывающей направление движения. Очень удобно для ориентирования.
Интервалы движения транспорта в будний день обычно не превышают 15 минут. Ходит транспорт с весьма высокой скоростью. Это местные транспортники города взяли на вооружение концепцию: "выше скорость - меньше подвижных составов". Так что не забывайте держаться за поручни, особенно на поворотах.
Трамваи.
Ахиллесова пята краковских трамваев - состояние путей. Конечно, постепенно, все они ремонтируются, но кое-где они всё ещё остаются в очень плохом состоянии.
Поэтому практически постоянно в Кракове где-нибудь идет ремонт трамвайных путей. И когда трасса изменяется, то номер трамвайного маршрута пишется не на белом, а на желтом фоне. И расписание, висящее на остановке, тоже печатается на желтом листке. Так же при изменении трассы в расписании указываются все остановки. Так что следите за изменениями маршрутов, возможно их несовпадение с нанесенными на туристическую карту.
А вообще в трамвайных вагонах всегда висит полное описание трассы, со всеми остановками, названиями улиц по которым они проезжают, и возможными местами пересадок.
Когда пассажиров немного, в трамваях не все двери открываются автоматически. Тогда для выхода или входа нажмите кнопку, находящуюся сбоку от дверей. Не стоит дожидаться пока трамвай остановится, автоматика запомнит и нажатие сделанное заблаговременно. Интересный нюанс. Бывает так, что видя свой трамвай подошедший к остановке вы подбегаете к нему, но тот закрывает двери "перед вашим носом". Не отчаивайтесь - ещё не всё потеряно. Если трамвай не отъехал от остановки, и кнопка открытия дверей ещё светится - скорее нажимайте её. Часто при этом двери снова открываются и вы можете зайти. Хороший дополнительный шанс для догоняющих.
Качество подвижного состава в Кракове вполне приличное. Как я уже сказал, в 1999 году открылась сеть "быстрого трамвая" [шипки трамвай] (см. фото справа). На этих линиях пущены новые вагоны улучшенной комфортности с мягкими сиденьями. В них есть даже автоматы по продаже билетов. А также два информационных табло, на которых (зелёными буквами на чёрном фоне) пишется название следующей остановки. Зимой эти вагоны хорошо обогреваются.
Единственный их недостаток - такие вагоны не очень-то рассчитаны на большое количество стоящих пассажиров.
Для других маршрутов в последние годы в Нюрнберге (Германия), который является побратимом Кракова, стали закупаться вагоны, отслужившие там свой срок. Впрочем, это по немецким меркам они "отслужили", а по ходовым качествам - вполне пригодны для дальнейшего использования, да и ломаются реже, чем современные. У них есть лишь один недостаток - за закрытием дверей следит автоматика, которая иногда срабатывает неправильно; поэтому если в час пик на подножке кто-то стоит, то эти двери вообще не закрываются, и трамвай едет с открытыми дверьми.
Автобусы.
В Кракове существует четыре основных типов автобусов. К какому типу какой относится можно определить по первой цифре номера маршрута: городские (обычные) с номерами №100-199 и 400-499; пригородные (на которые нужно покупать специальные билеты) с номерами №200-299; экспрессы (przyspieszone) - №500-599) и ночные - №600-699. Также могут встречаться временные маршруты (с номерами №300-399), а 1 ноября, в день Всех святых, автобусы, перевозящие посетителей кладбищ (№900-999).
В автобусах висят специальные табло, на которых поочерёдно высвечивается номер маршрута, начальная и конечная остановка, текущее время и именинники на сегодняшний день.
Если вдруг на какой-нибудь улице идет ремонт, то часто для автобусов выделяется специальная полоса, по которой могут ехать только они. Это так же способствует увеличению скорости движения.
Не могу не добавить ложку дёгтя и в описание автобусов. Город закупил современные машины "Скания". Они, конечно, удобны, когда пассажиров немного, но вот в часы пик ширины прохода в их задней части явно не хватает (как в турецких "Мерседесах" в Москве). Ну а в летнюю жару при большом количестве пассажиров "Скания" превращается в настоящую душегубку. Через крохотные щёлочки окон воздух практически не проходит, а кондиционер (который по описанию в каталоге должен быть) не справляется со своей задачей.
Так что и в Кракове есть свои недостатки, и у нас не всё так плохо, как об этом пишут некоторые наши малознающие критики ;-).
Остановки в транспорте никто не объявляет. (Впрочем, из собственного опыта могу сказать, что даже отдельные слова в объявлениях на незнакомом языке начинаешь различать примерно на третий день, когда и без того успеваешь выучить весь необходимый тебе маршрут.)Обратите внимание, что к 23:00 транспорт уже не работает!
Проезд ночью
Ночью в Кракове ходят ночные автобусы.Их номера начинаются с цифры «6», а на остановках их номер пишут на чёрной табличке белыми цифрами (все остальные номера – чёрными цифрами на белом фоне).
Ходят ночные автобусы примерно раз в час с 11 вечера до 5 утра.Если вы любите ночные прогулки – стоит посмотреть, не останавливается ли возле вашей гостиницы один из ночных маршрутов.
Проезд в ночных автобусах стоит в 2 раза дороже. Чаще в таких маршрутах деньги принимает водитель, но если вы пользуетесь компостером – нужно пробить 2 обычных билета на 1 пассажира.
Обратите внимание, что если у вас билет на несколько дней – вы можете проезжать в ночных маршрутах без дополнительной оплаты!
Поздно вечером можно воспользоваться трамваями, которые идут в депо. У них вместо маршрута написано "Zajezdnia <название депо>" (например, "Zajezdnia Podgorze"). Они следуют до депо со всеми остановками, и если пункт вашего следования находится по дороге к депо - считайте, что вам повезло.
Маршрутные такси.
Маршрутные такси (здесь их называют "Бус" (BUS)) похожи на российские, только выпускает их, разумеется, не "Газ" и не "ЗиЛ".
В отличие от наших, в Кракове маршрутки работают обычно на пригородных трассах, а не заменяют плохо ходящий общественный транспорт. Другое отличие в том, что стоит проезд не выше, а даже ниже, чем в автобусах и трамваях. Пусть всего на 15%, но ниже, при чём на пригородных линиях!
Дело в том, что конкуренция заставила компании снизить цену с 2,50 zl, которая была ещё пару лет назад до 2,00 zl. (Возможно, цена снизилась бы ещё, но 2,00 - уж очень удобная круглая цифра)
Рассчитана каждая маршрутка на 13 пассажиров. Платят за проезд обычно при входе.
Обратите внимание на то, как открываются двери в краковских маршрутках. У нас - есть две двери: одна - на место рядом с водителем, а другая - в основной салон. Маршрутки в Кракове внешне выглядят аналогично, но на самом деле вторая дверь выполняет декоративную функцию, а в салон проходят через переднюю.
Так что не пытайтесь дёргать за ручку второй двери - эта дверь никогда не открывается.
Ещё одна приятная деталь - в маршрутках здесь можно стоять в полный рост. Так что в отличие от "Газелей" и "Бычков" московских, вошедшему не нужно прибираться через ряд чужих ног, показывая чудеса акробатики, когда водитель резко начинает набирать скорость. Можно спокойно пройти на своё место никому не кланяясь.
Билет на проезд купленный в киоске стоит 2,50 zl; приобретённый у водителя - 3,00 zl. (все цены действуют в 2008-2009 году)
Кроме одноразовых существуют также временные билеты – на час, день или несколько дней (о них читайте ниже).
На каждое место багажа (размером более 20х40х60 см) необходим отдельный билет. (Практически любой багаж туриста превышает эти размеры.)
Обратите внимание на то, что билет необходимо прокомпостировать сразу же после посадки, не дожидаясь, как у нас, следующей остановки. (Об этом вас просят и надписи на билете, и в салоне, сделанные в том числе на "формальном" русском).
Вставлять билет в компостер нужно строго по нарисованной на нем стрелке (стрелкой вверх). На билете пробивается дата, время и номер маршрута. Краковские компостеры срабатывают всегда, независимо от правильности вставки билета, но билет с датой пробитой "не в том месте" считается недействительным.
Городские билеты действуют только в границах города, если вы собираетесь ехатьбв пригород – покупайте специальный пригородный билет (Aglomeracja Krakowska).
Билеты на ночные автобусы (с номером 6XX) стоят в 2 раза дороже – на них нужно покупать специальные «ночные билеты». Впрочем, часто оплата проезда взимается прямо водителем (без дополнительного сбора).