Испарта (Испарта, тур. Isparta) — небольшой город в западной Турции.
Город знаменит своими коврами ручной работы и розовым маслом, производство которого принесли сюда в 19 веке мусульманские беженцы из Болгарии.
Большое внимание отдыхающих в Испарте привлекают озера с хрустально чистой водой, мечеть Улу, построенная в 1417 году сельджуками, мечеть Фирдевса Паши воздвигнутая в середине XVI века по проекту известного османского архитектора Синана и конечно замок Испарты (начала XVI века).
Экологический туризм сегодня переживает свой «золотой век». Цивилизованный западный гражданин с удовольствием «сливается с природой», вместо того, чтобы наносить ей вред. Конечно, некоторые предпочитают расслабиться в просторном гостиничном номере с кондиционером или прогуляться по окрестностям на автомобиле (разумеется, плотно закрыв окна и включив неизменный кондиционер). Однако намного приятнее осваивать новые страны, наблюдая за природой, прогуливаясь пешком и ощущая себя маленькой частью Вселенной. Да и к тому же, экотуризм намного дешевле. В Турции настоящий рай для любителей экологического туризма – это Испарта.
Сплавы на реках и прогулки в горах, наблюдение за птицами и альпинизм – все эти столь модные сегодня развлечения вы можете найти в Испарте. Первое, что поражает каждого гостя Испарты – удивительный запах роз, витающий в воздухе. Это не удивительно: в этом городе находится огромное количество розариев, где производят эфирное розовое масло, которое затем используется в парфюмерной промышленности.
В этом городе вы вряд ли найдете большое количество фешенебельных отелей: экотуризм диктует свои правила и предлагает отдохнуть в удобных кемпингах, которые располагаются буквально на каждом шагу.
Больше всего в Испарте туристов привлекают многочисленные озера с кристально чистой водой. Самое известное из них – Эгридир – является настоящим островком природной красоты. Именно туда стоит отправляться в первую очередь, не забыв осмотреть богатый достопримечательностью одноименный город, который находится у озера.
Развитие экологического туризма создает универсальные условия для отдыха в Испарте в любое время года. Ранней весной, когда в других районах Турции еще может быть прохладно, сотни туристов из Франции и Италии устремляются в Испарту для очень популярного сегодня наблюдения за птицами – ведь их в этом городе очень много.
Приезжая в Испарту, стоит обязательно посетить одно из 28 ущелий и гротов региона. Самое крупное из них – Зидан – длиной 760 метров, знаменито тем, что внутри всегда, и зимой, и летом, одинаково теплая «погода».
В качестве сувенира из Испарты стоит привезти, конечно же, самые «экологически чистые подарки» - шерстяные ковры ручной работы. Сомневаться в их подлинности не приходится: местные умельцы ткут их прямо на ваших глазах, у своих лавочек.
Обычно для путешествий в этот регион рекомендуют середину и конец лета, однако не следует забывать, что дневная температура в это время может превышать 40° С. Кроме того, из-за континентального климата, ночью здесь даже в августе весьма прохладно. Низкая температура и пронизывающий ветер делает теплый свитер и «ветровку» просто необходимой экипировкой. Некоторые предпочитают ехать сюда в конце мая, когда в Анатолии цветут маки и днем не так жарко, хотя ночами, конечно, довольно холодно.
Антиохея - город в 1 км от от подчиненной Испарте провинции Ялвач на плодородных землях проходящих по южным склонам гор Султан, является столицей местности Писидия.
Античный город Антиохея играет важнейшую роль в сфере религиозного туризма во всем мире. Античный город Антиохея сыграл огромную роль в возрождении Христианства , его распостранении в Анатолии и во всем мире.
Этот регион находился под правлением Ассирийцев , Хетитов , Лидийцев и Персов со 2 столетия до н.э. Позднее после завоевания Александром великим это место явялось свидетелем множества культур и цивилизаций. Город Антиохея был построен генералом Александра Македонского Селчуком I и его сыном Антиохосом на склоне гор Султан. В 39-36 годах до н.э. город входил под правление Аминтаса и позднее считалься провинцией Галатьи. В период правления Римской империи (25 год до н.э.) город был назван колонией Цезарией.
В 3 столетии н.э. город Антиохея считался метрополисом Писидии. Найденные изделия во времена раскопок отражают богатство культуры того периода . Большинство изделий уркашены рисунками Бога луны Мэна.
В 13 столетии н.э. большинство людей переселяются из города Некоторые из переселенцев расположились в пределах провинции Ялвач. После переселившиеся сюда племена Огузов придают этому месту название своего племени , Ялвач. Позднее эта местность находится под правлением Хамитогуллары и Османской империи.
Церкви : Церкви Св. Павла, Айа Паяна и Айа Йорги, являются важными церквями.
Национальный парк Немрут (Nemrut Da?i Milli Park?) в провинции Адыяман - это именно то место, которое невозможно пропустить, если вы отправляетесь на Восток Турции.
Царь Антиох Первый (Antiochus I), правивший небольшим буферным государством Коммагенов, расположенным между Римской империей и Парфянским царством, явно страдал манией величия. Говорят даже, что он считал себя прямым потомком Александра Македонского и Дария Первого. На вершине горы Немрут (Nemrut Da?i) на высоте 2150 метров, Антиох повелел создать свою усыпальницу и храм, где в одном ряду с каменными статуями богов и героев - Зевса, Геракла, Аполлона и т.д. - было бы и его изваяние. Несмотря на то, что рукотворный памятник незначительному человеку был забыт почти на 2000 лет, а время, землетрясение и жесткий климат его совсем не пощадили, описать словами красоту этих мест почти невозможно. Немрут
Осматривать Немрут рекомендуется либо на утренней, либо на вечерней зорьке, так как остатки храма Антиоха располагаются на террасах с восточной и западной стороны (хотя, кажется, восточная сторона более интересна).
Мало кто задумывается о том, что в Турции две горы Немрут. Первая, благодаря стараниям царя Антиоха и, конечно, археологов, сегодня достаточно популярна. Но есть еще и другая вершина Немрут, причем даже выше, чем ее известная тезка (2935 м). Вторая гора Немрут находится в провинции Битлис (Bitlis).
Вообще говоря, к Немруту есть две дороги: с юга - от Малатьи (Malatya) и с севера - от Адыямана (Ad?yaman) и Кяхты (K?hta). Обе имеют как достоинства, так и недостатки. Однако попасть с одной стороны горы на другую на машине из-за отсутствия дороги попросту невозможно.
Ежедневные беспосадочный рейсы Turkish Airlines соединяют этот город со Стамбулом. Поэтому если поездка ограничена временем, то выбор Малатьи в качестве базовой точки для исследования парка Немрут, конечно, предпочтительнее. Расстояние от Малатьи до Немрута составляет примерно 90 км. Дорога с этой стороны доходит почти до самой вершины, однако других достопримечательной на этом пути больше нет.
Подъем на Немрут (или правильнее спящий вулкан Немрут-Даг) начинается с Юго-Восточного подножия горы в Татване. Без труда альпинисты пешком добираются до Южной и Юго-Восточной стороны кратера за 4-5 часов. Те, кто достигает этой точки, имеют редкую возможность увидеть удивительный кратер этого недействующего вулкана. Для тех же, кому слишком трудно совершить подъем к кратеру, предлагается четырехколесное транспортное средство, которое может доставить к вершине либо из Ахлата, либо из Татвана.
Остров Лимения и храм Артемиды - находится посреди озера Хойран, в местечке Газири в 25 км от провинции Ялвач. Остров окружен крепостными стенами, внутри которых расположен храм, построенный в честь Артемида, а также развалины других строений. По всему видно, что остров был заселён издревле и являлся важным центром поклонения.
Селевкия Сидера (Байат) - в 7 км на юг от Атабея, в селении Байат. В результате проведенных раскопок в античном городе были найдены: южная балочная терраса, восточная дверь акрополя, дверь восточного склона, система лестница-тоннель-колодец, строение подиума, театр и некрополь (место захоронения).
Адада - 2 км от селения Сыгырлык и 12 км от провинции Сютчюлер. Развалины видимые на сегодняшний день: Главный проспект первого века, мощенный большими камнями и расположенный на геометрической оси города, вырубленные очень правильно в форме ректангена (вид прямоугольной призмы) небольшие храмы, акрополь и окружающий его комплекс строений болетрон (место собраний руководителей города), также здесь находится некрополь и мавзолей (памятное захоронение в виде могилы).
Пещера Зидан находится в долине реки Aксу в 2-х км на северо-востоке провинции Aксу. Дорога, повторяющая изгибы реки и идущая на верхние плато проходит у входа пещеры Зиндан. На любом виде транспорта, даже на автобусе, по этой дороге можно добраться до пещеры Зиндан.
Пещера, общей длиной 760 м, является горизонтальной и полуактивной пещерой. Пещера известна и была используема еще со времен древних римлян. В этом районе расположено самое большое число карстовых пещер в Турции.
Турция может похвастаться своими дорогами. Однако не смотря на качество асфальта в Турции действуют ограничения скорости движения: в городе - 50 км/ч, за городом - 90 км/ч. Движение классическое для жителей СНГ – правостороннее, но на практике движение часто осуществляется по середине дороги без всякого соблюдения полос.
Турция в плане культуры вождения имеет свои особенности: местные водители зачастую игнорируют правила, двигаются резко, при этом совершая маневры спонтанно без предупреждающих сигналов, турецкие водители часто ездят с выключенными фарами. Пешеходы в Турции часто перебегают дорогу в неположенном месте.
Широко развито в Турции автобусное сообщение. Однако турецкий автобус – это как правило всегда переполненный, разобраться о пути следования туристу практически невозможно. Турция имеет два типа автобусов: городские и частные. Муниципальные окрашены имеют красный или зеленый цвета, а частные голубой или оранжевый. Стоимость проезда приблизительно одинаковая, вот только частные более комфортабельные и оплата осуществляется прямо у кондуктора.
Маршрутное такси – (долмуши) дороже, но комфортабельнее автобусов.
Железная дорога связывает многие города Турции, но путешествие поездом занимает больше времени, чем на автобусе.
Турция имеет две национальные авиакомпании: THY — Турецкие авиалинии, символ — ТК и THT — Турецкий Авиатранспорт, символ — ZH.